29.04.2011 00:00
Новости.
Просмотров всего: 4151; сегодня: 4.

Людмила Бушмелева «Ожидание». Выставка живописи в ЦДХ

С 29 апреля до 19 мая 2011г. в ЦДХ (Крымский вал, д.10, Зал № 25, 3 этаж) пройдет выставка живописи художника Людмилы Бушмелевой «Ожидание».

Одиночество, взросление, старение и, почти всегда, – ожидание.

Всё это – в зеркале разных эпох русской истории минувшего столетия, которое мы прошли все вместе: периода кризиса веры, эпохи послевоенного наследия, безвременья 1970-80-х гг. Пронзительная тоска провинциального русского города, и рядом – удивительные натюрморты, где бурное цветение почти всегда соседствует с увяданием и распадом. Полотна Людмилы Бушмелёвой как будто ведут нас от конца 1960-х гг., и прямо до самого конца 2000-х годов. Как назвать её живопись? Может быть, «наивный реализм»?

Людмилу Бушмелёву несомненно можно отнести к художникам, наследующим классическую традицию русского реализма и соответственно предпочитающего осмыслять и эстетизировать собственный творческий опыт именно в реалистической манере. При этом уникальной особенностью бушмелевской поэтики является то, что доминанты на протяжении всего этого внушительного периода ее творчества качественных изменений не претерпевают. В основе художественного пространства Бушмелёвой – ожидание, беспокойство, тревога, в ее произведениях – независимо от жанра или сюжета – мир застыл в ожидании перемен, перелома, сдвига, которые так и не происходят.

Уже в относительно ранней работе – «Натюрморт с рыбой» (1968г.) – подчеркнуто убогие детали натюрморта – наполовину пустая стандартная бутылка из-под пива, вобла, два куска черствого хлеба, составляя совершенную в своей композиционной законченности картину, поэтизируют беспросветный советский быт, но главное – как будто подготовлены к приходу гостей.

Мир не меняется, гости не приходят – ни в этой, ни в значительно более поздних – «Одинокие» (1985г.), «Ожидание» (2010г.). Ожидание изменений, преображения – центральная тема картины «Ранняя весна (Подростки)» (1986г.); мальчик на переднем плане как будто обращается к миру с немым вопросом – «Что будет дальше»? Как у всякого думающего художника, у Бушмелёвой в рамках одной работы параллельно развиваются несколько смыслов и, если на первом плане неизменно ожидание и связанные с ней – тревога, одиночество, другие планы отсылают нас из опыта личных переживаний в опыт исторический. Так, например, старухи из «Одиноких», конечно, представляют военное поколение, а подростки из одноименной работы отсылают к смутному времени конца 1980-ых – начала 1990-ых, «Тревожный ветер» (1993г.) – яркий символ продолжения смуты уже в середине 1990-ых.

Особую роль для художника играют цветы. «Ландыши» (1994г.), «Герань» (1994 г.), «Розы» (1999г.), «Бархатцы» (2009г.), и др., – с одной стороны, это воспевание мира природы как совершенной красоты, продолжение романтической стратегии утверждения природы в качестве главной и единственной подлинной ценности бытия. С другой – композиционно работы выстроены таким образом, что в них обязательно сочетается бурное цветение с увяданием и распадом. Такова трагическая метафора жизни.

Еще одна тема, вытекающая из только что описанной, – тема времени. Наиболее яркое развитие среди представленных работ эта тема получает в «Старинных часах» (1987г.), где неумолимый ход времени подчеркнут не только внешностью старой женщины, но и часами на заднем плане, и отрывным календарем. Та же тема подчеркивается и работами «Новодевичий» (1968 г.), «Ночь» (1992 г.) – уходящие, растворяющиеся в темноте, хоть и освещенные внутренним светом церкви являются красноречивой характеристикой времени. Свет оставляет надежду, без которой немыслимо ожидание.

Эта надежда, конечно, лучше всего поддерживается утверждением природной подлинной красоты, красоты цветка, дерева, озера, тела («Отражение», 2010 г.). Красота придает ожиданию смысл, а испытание ее творчеством остается для художника главной задачей.

Людмила Николаевна Бушмелева родилась в 1945 году в городе Нолинск Кировской области. Закончила Художественно-графический факультет Московского государственного педагогического института им. Ленина (ныне Педагогический Университет). Излюбленные жанры – портрет, натюрморт. Активно разрабатывает и развивает собственную творческую манеру, которую можно условно определить как «наивный реализм».

Персональные выставки художника проходили в России и Германии. Людмила Бушмелёва – участник всесоюзных художественных выставок, Серебряный призер Всесоюзной выставки художников-непрофессионалов, а также участник многих крупных групповых выставочных проектов. В декабре 2010 г. принимала участие в художественной выставке «Рождественская сказка» в Российском центре науки и культуры в Брюсселе. В марте 2011г. участвовала в художественной выставке «Весенняя капель» (Гуманитарный центр «Преодоление» имени Н.Островского).


Ньюсмейкер: Центральный дом художника — 3 публикации
Поделиться:

Интересно:

325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
20.12.2024 13:05 Аналитика
325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
До конца XV века Новый год на Руси праздновали 1 марта. Эта точка отсчета была связана с тем, что в марте земля пробуждалась от зимнего "сна", начинался новый посевной сезон. С 1495 года Московский государь Иван III приказал перенести празднование Нового года на 1 сентября. Причин для...
19.12.2024 19:56 Интервью, мнения
Праздник к нам приходит: как поддержать атмосферу Нового Года в офисе
Конец года — самое жаркое время за все 12 месяцев, особенно для компаний. Нужно успеть закрыть все задачи, сдать отчёты, подготовить планы, стратегии и бюджеты. И, конечно же, не забывать про праздник, ведь должно же хоть что-то придавать смысл жизни в декабре, помимо годового бонуса.  Не...
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
19.12.2024 18:17 Аналитика
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
Мы часто даем прозвища не только знакомым людям и домашним питомцам, но и вещам, будь то автомобили, компьютеры, телефоны… Вдохновляемся цветом или формой, называем их человеческими именами и даем понять, что они принадлежат только нам и имеют для нас...
Советская военная контрразведка
19.12.2024 17:51 Аналитика
Советская военная контрразведка
Советская военная контрразведка появилась в годы Гражданской войны и неоднократно меняла свою подчиненность, входя то в структуру военного ведомства, то в госбезопасность. 30 мая 1918 г. учрежден первый орган военной контрразведки Красной армии – Военный контроль Оперативного отдела Народного...
Защитить самое ценное: История страхования в России
18.12.2024 13:22 Аналитика
Защитить самое ценное: История страхования в России
С давних времен человек стремится перехитрить свою судьбу. Люди желают знать, что будет, чтобы вовремя подготовиться к возможным перипетиям и обезопасить свое будущее. Вот только карты и гадалки в этом вопросе бессильны, куда надежнее справиться с рисками помогают...